Выбор подходящего масла для дизельного генератора – важнейший вопрос, который нужно решить в момент покупки установки или перед ее первым запуском. Оно предназначено для смазки движущихся компонентов двигателя с целью минимизации возникающего трения – это минимизирует износ агрегата, предотвращает его перегрев, обеспечивает оптимальный расход топлива, а также стабильную генерацию электричества на весь период эксплуатации.
На рынке представлен ряд масел для дизельных генераторов с разным составом. Их отличия связаны с особыми свойствами дизельного топлива, меняющего свою вязкость при изменении внешней температуры, а также выделяющим зольные вещества в процессе сгорания. В этой статье мы рассмотрим особенности подбора масла, дадим советы по подбору оптимальных марок, а также расскажем о том, как нужно выполнять его замену.
Особенности подбора масла к дизельному генератору
Необходимость подбора подходящего масла к дизельному генератору предопределена свойствами работы дизельных двигателей. При сгорании топлива существенно повышается давление в камере сгорания – это создает более высокое тепловое напряжение, в сравнении с бензиновыми аналогами. В период работы также происходит существенный выброс окисей и сажи, формирующих нагар из золы.
Такие особенности работы дизельного двигателя, требуют использования масел со специальными щелочными присадками, повышающими моющие свойства состава для эффективной деактивации вредных продуктов окисления и предотвращения формирования твердых отложений. При использовании обычных моторных масел, износ дизельного двигателя существенно ускорится, также упадет производительность агрегата, может наблюдаться нестабильная работа и перегрев (даже под низкими нагрузками).
Ключевые отличия и особенности масел для дизельгенераторов:
- Позволяют деактивировать большой объем сажи, который образуется после сгорания дизельного топлива;
- Предотвращают избыточный нагрев двигателя в процессе работы, тем самым снижая термическую нагрузку на его компоненты и продлевая срок службы техники;
- Снижают интенсивность окислительных процессов, которые происходят в процессе сгорания топлива, тем самым продлевая срок эффективной работы смазочных материалов;
- Снижают скорость формирования нагара в двигателях с повышенными оборотами.
Главной чертой масел для дизельгенераторов, отличающей их от масел для бензогенераторов, является наличие ряда дополнительных присадок, существенно снижающих интенсивность окислительных процессов.
Рекомендации по выбору масла
На украинском рынке представлено широкое разнообразие масел для двигателей дизельных генераторов от известных и малоизвестных брендов. Эти масла имеют различный состав, поэтому продаются с разной маркировкой. Обратив на нее внимание, покупатель может быстро определить совместимость состава с конкретной моделью генератора, а также возможность использования в тех или иных температурных режимах. С более подробной информацией можно ознакомиться на этикетке.
Ключевыми параметрами любого масла для дизельных электростанций, на которые обязательно нужно обращать внимание являются: маркировка, вязкость и тип. Разберем данные параметра подробнее:
- Маркировка – масла классифицируются по типу совместимого двигателя. Для дизельных моторов маркируются буквой С. Если на упаковке есть комбинированная маркировка S/C – это значит, что масло является универсальным и совместимо с генераторами, работающими на бензине и дизеле. Другие буквы означают более конкретные параметры эксплуатации, например: совместимость с 2-тактными или 4-тактными моторами, температурный режим работы и т.д. Мы рекомендуем использовать составы маркированные CF-4, CD или CE – они высокого качества и обеспечат нормальную работу установки. Масел с маркировкой А, В, С лучше избегать из-за низкого качества;
- Вязкость – важный параметр состава, который может меняться в разных режимах работы генератора (чем выше температура мотора – тем ниже вязкость). Вязкие составы способствуют минимизации трения и лучше защищают компоненты двигателя от износа. Как правило, производители регулируют параметр вязкости конкретного состава с помощью специальных присадок;
- Тип масла – может быть синтетическим, полусинтетическим или минеральным. Каждая разновидность имеет свои особенности:
- Синтетические – являются самыми качественными и дорогими. Обладают хорошей текучестью, низкой испаряемостью и антифрикционными свойствами. Рекомендованы для использования в генераторах, скорость включения и стабильность которых играет критически важную роль;
- Полусинтетические – универсальные решения, являются комбинацией минерального и синтетического состава. Обладают оптимальным соотношением цены и эффективности, поэтому рекомендуются для использования в абсолютном большинстве дизельгенераторов;
- Минеральные масла – самый дешевый и наименее эффективный состав. По всем показателям уступает синтетическим и полусинтетическим аналогам. Рекомендуем использовать в крайних случаях, при невозможности применения масел других типов.
Важнейшую роль в выборе масла играет специальная классификация SAE. Она предусматривает разделение составов по использованию в различных климатических условиях: зимой, летом и в межсезонье.
С более подробной классификацией можно ознакомиться в таблице по SAE
Класс масла | Температурный диапазон | Маркировка SAE |
Для высоких температур (Летний) | -15 …+35 °С
-20 …+35 °С -20 …+45 °С |
20W30
15W30 15W40, 20W40 |
Для низких температур (Зимний) | -40…+20 °С
-40…+35 °С -40…+45 °С -30…+20 °С -30…+35 °С -30…+45 °С |
0W30
0W40 0W50 5W30 5W40 5W50 |
Для умеренных температур
(Межсезонье или всесезонный) |
-25…+30 °С
-25…+35 °С -25…+45 °С |
10W30
10W40 10W50 |
Обслуживание дизель генераторной установки
Большинство установок, в том числе мощные дизель генераторы 20 кВт и более, не требуют систематического обслуживания помимо двух задач: периодической замены масла (по графику), а также контроля уровня топлива в баке. Если контролировать топливо не составит труда даже неопытному пользователю, то замена масла требует соблюдения строгого графика, в том числе на разных этапах эксплуатации:
- Замена через первые 20-24 часа – в новую установку заливается моторное масло, которое необходимо заменить через 20-24 часов эксплуатации. За это время происходит притирка (обкатка) внутренних компонентов двигателя, которая приводит к быстрому засорению масла;
- Замена через 50-100 часов – выполняется регулярно в процессе эксплуатации электрогенератора. При использовании минерального масла график замены предусматривает залив нового состава каждые 50 часов, а составов с синтетическими добавками – каждые 100 часов.
Детальные требования по удоду и обслуживанию конкретной модели дизельного генератора указаны в технической документации, которая поставляется вместе с установкой. Прочие детали рекомендуется узнавать в точке продажи или у профильных специалистов.
Как часто нужно менять масло в дизель генераторе
Частота замены масла в дизельгенераторе зависит от целого комплекса факторов. Главными из них считаются: режим использования установки, тип применяемого масла, а также требования производителя конкретной модели генератора.
- Режим эксплуатации оборудования – при постоянном использовании установки, замена проводится согласно графику, предоставленному производителем. Если установка редко эксплуатируется, замену необходимо проводить не реже 1 раза в год (даже в простое);
- Тип применяемого масла – масла с синтетическими добавками рекомендуется заливать каждые 100 часов, минеральное заливают каждые 50 часов эксплуатации;
- Требования производителя – некоторые модели электростанций могут иметь специфические требования, в том числе по регулярности замены масла. Поэтому перед началом эксплуатации нужно детально изучить инструкцию.
Замену масла в моторе также нужно проводить вне графика, если было обнаружено повышенное загрязнение состава или проводился ремонт двигателя.
Процесс замены масла – этапы
Замена масла в дизельном генераторе должна проводиться со строгим соблюдением очередности действий. Также стоит помнить, что сливать отработку на пол категорически запрещено – это нужно делать в специальную емкость!
Основные этапы замены масла:
- Предварительный прогрев – установка включается на 10-15 минут, за это время происходит прогрев двигателя, который разжижает масло для его быстрого вытекания;
- Установить емкость на место слива – она должна иметь объем, который позволит собрать всю сливаемую отработку;
- Открыть маслосливную пробку – как правило, она находится в нижней части двигателя. Также она может быть выполнена в виде болта, который нужно открутить для слива;
- Сливаем отработку – открываем пробку или откручиваем маслосливной болт. Отработка стекает в заранее размещенную емкость. Процесс может занимать от нескольких минут до часа (зависит от вязкости отработки и ее объема);
- Закрываем пробку или закручиваем болт – после закрытия отверстия слива, оборудование готово для заливания нового состава;
- Заливаем масло – заливать нужно аккуратно, можно использовать лейку. Во время заливания контролируйте объем, масло должно беспрепятственно проходить в горловину.
Завершив залив масла, закройте пробку. После этого процесс обслуживания дизельного генератора 10 кВт или модели другой мощности считается завершенным – оборудование готово к дальнейшей работе.
Возникли вопросы с заменой старого масла? Проконсультируйтесь со специалистом, он расскажет, как правильно залить новое масло в конкретную модель генератора и ответит на другие вопросы!