Быстрый старт и эффективная работа – важнейшие критерии дизельного генератора. Они особенно важны при эксплуатации установки на объектах, где при отключении центральной электросети, стоит цель максимально оперативного вернуть подачу электричества от резервного источника: медицинские центры, склады длительного хранения замороженной продукции, цеха с технологией беспрерывного производства, объекты критической инфраструктуры и т.д.
При наличии ряда существенных преимуществ над бензиновыми генераторами, дизельные установки имеет серьезный недостаток – они намного труднее запускаются и входят в рабочий режим при низкой температуре окружающей среды. Поэтому если вы планируете эксплуатацию дизельгенератора в холодное время годы, рассматривайте модели только с опцией подогрева двигателя.
Влияние низких температур на двигатель и запуск дизель генератора
Эксплуатация дизельного генератора в условиях низких температур, всегда оказывает негативное влияние на работоспособность установки. Без предварительного подогрева двигателя, запуск практически невозможен. Если генератор все-же завелся, ему потребуется значительное время на набор мощности и вход в рабочий режим.
Такая особенность работы дизельных генераторов вызвана не особенностями конструкции двигателя, а применяемым топливом – дизелем. Рассмотрим свойства дизеля при разных температурах:
- Температура окружающей среды выше +3-4⁰С – топливо сохраняет свою рабочую консистенцию, агрегат хорошо запускается и работает в штатном режиме;
- Температура окружающей среды +3⁰С – -10⁰С – дизельный генератор скорее всего заведется. Но в таком диапазоне температур существенно возрастает вязкость дизельного топлива, что приводит к существенному падению мощности работающего генератора, а также повышению расхода топлива (до момента его полного прогрева), затем он начинает работать в штатном режиме. При температуре ниже -8С, начинается процесс формирования парафиновых кристаллов, влекущих постепенное затвердевание дизеля;
- Температура окружающей среды -11⁰С – -15⁰С – дизельный генератор гарантированно не будет работать. При таких и боле низких температурах топливо в баке генератора превращается в твердый парафин, который не может перемещаться по топливной системе установки. Даже если вам удастся завести двигатель, он не проработает даже несколько минут.
Несмотря на данный недостаток, дизельные электростанции считаются лучшим решением по соотношению цены, надежности и производительности. Также они могут быть существенно мощнее бензиновых аналогов – не редкими являются дизельные генераторы 100 кВт и более. Из-за этих качеств пользуются высокой популярностью на различных объектах, даже в зимние периоды.
Решить проблему запуска и работы дизельного генератора в мороз можно четырьмя способами: приобрести модель генератора со встроенной системой подогрева двигателя, купить и установить ее отдельно, добавить в топливо «анти-гель» или смешивать солярку с керосином/бензином. Но стоит учитывать, что смешивание дизеля с «анти-гелем» и другими видами топлива отрицательно повлияет на производительности установки, а также существенно снизит ее надежность и срок службы.
Если вы планируете покупку дизельного генератора, который будет эксплуатироваться в зимний период, рекомендуем отдать предпочтение моделям со встроенным обогревом. Он не существенно повышает стоимость установки, но сильно упрощает эксплуатацию оборудования, а также обеспечивает его безотказность даже во время длительных простоев в холоде.
Как работает подогрев дизельного генератора
Производители дизельных генераторов в паспорте оборудования указывают предельную температуру окружающей среды для пуска двигателя без подключенной системы подогрева. Как правило, это не ниже +3-4⁰С. Наличие штатной системы подогрева позволяет существенно расширить диапазон рабочих температур, вплоть до -30⁰С и более.
Система подогрева двигателя, включает специальное навесное оборудование, которое идет в комплекте с установкой или приобретается отдельно. Она работает от аккумуляторной батареи или комбинированно с подключением к централизованной электросети. При этом подогрев может эффективно работать только, когда объект постоянно подключен к централизованной электросети, а генератор установлен в режим резервного источника питания с ручным или автоматическим запуском.
Принцип работы системы подогрева заключается в постоянном прогревании охлаждающей жидкости двигателя до заданной температуры (как термостат – 38⁰С). Это происходит в автоматическом режиме во время простоя агрегата. Обогрев осуществляется с помощью силового поля, работающего от аккумуляторной батареи или внешней электросети. Оно автоматически отключается при запуске генератора, что предотвращает возможный перегрев мотора и обратно включается после остановки двигателя.
Наличие системы подогрева двигателя в генераторе, позволяет постоянно держать оборудование в оптимальном рабочем состоянии. Сразу после пуска обеспечивается штатная производительность установки, что критически важно для объектов с автоматической системой резервного питания.
При длительном простое дизельной электростанции, батареи полностью разряжаются, прерывая функцию подогрева системы – это может привести к неприятным последствиям при необходимости включения генератора. Чтобы избежать данной проблемы, рекомендуется приобретать модели генераторов или отдельные системы подогрева с функцией ЗУ (заряжания от внешней сети) – это позволит держать батареи заряженными, параллельно подогревая двигатель.
Когда подогрев дизельного генератора необходим
Функция подогрева двигателя генератора является опциональным решением, которое может идти в комплекте с установкой или приобретаться отдельно. Если вы планируете эксплуатировать оборудование только в теплое время года – функция подогрева не нужна, она только увеличит стоимость генератора.
Есть ряд случаев, когда использовать подогрев дизельного генератора необходимо:
- Нужна полная автономность генератора – установка используется на объектах, в качестве круглогодичного резервного источника генерации электричества, который должен запускаться автоматически (в течение 10-15сек, после отключения объекта от центральной электросети), независимо от времени года, погодных условий и времени суток. Он должен сразу работать на больших нагрузках, из-за чего нет времени на предпусковой прогрев или длительное ожидание выхода установки в нормальный режим работы;
- Эксплуатация в неотапливаемых помещениях или на открытом воздухе – функция подогрева двигателя, позволяет держать оборудование в полностью рабочем состоянии для запуска в необходимый момент. Особенно важно в зимние периоды, когда температура на улице опускается ниже +5⁰С;
- Необходим быстрый запуск генератора – в ручном или автоматическом режиме. В особенности востребован на строительных объектах, в производственных цехах непрерывного цикла и т.д.
Учитывая широкую сферу применения современных дизельных генераторов в Украине, подогрев может быть востребован и в других случаях. Всегда нужно учитывать особенности объекта эксплуатации и поставленные задачи.
Преимущества подогрева
Использование дизельных генераторов с функцией подогрева двигателя имеет несколько преимуществ, в сравнении со стандартными решениями без подогрева. Ключевыми преимуществами являются:
- Возможность быстрого запуска и эффективной работы в холодное время года;
- Бесперебойная работа электростанции, работающей в автоматическом режиме;
- Поддержка постоянной температуры мотора, существенно продлевает срок службы агрегат. Установка не подвергается существенному износу в периоды прогрева;
- Генератор сразу после запуска выходит на номинальный режим работы и может держать стабильно высокую нагрузку.
Использование подогрева двигателя дизельного генератора для эксплуатации в украинских микроклиматических условиях, является оправданным решением в абсолютном большинстве случаев!