Как и любой другой сложный механический агрегат для своей нормальной работы бензиновые генераторы нуждаются в периодическом техническом обслуживании, а в случае необходимости и соответствующем ремонте.
Исходя из того, что устройство представляет собой два самостоятельных агрегата (бензинового приводного двигателя и электрического генератора), то и процесс обслуживания бензиновых генераторов можно разделить на две части…
- Механическая часть состоит в надлежащем техническом обслуживании приводного двигателя внутреннего сгорания;
- Электрическая часть состоит в техническом обслуживании генератора, а также электрической части приводного двигателя.
Не смотря на то, что каждое техническое обслуживание должно начинаться с периодических измерений и проверок, главным элементом по-прежнему остается заправка двигателя топливом. То есть когда не получается запустить генератор, то самым первым делом необходимо проверить имеется ли бензин в расходном баке.
Следует придерживаться простых правил обращения с бензиновым двигателем:
- Запуск механизма рекомендуется производить хотя бы несколько раз в месяц. При этом кратковременные пуски лучше производить под минимальной нагрузкой, например, обычной лампой накаливания, без подключения рабочей сети. На слух можно легко определить биений вала, а также поломок, связанных с компрессионными кольцами рабочего поршня. Еще лучше использовать специальный прибор, дающий возможность замерить компрессию в цилиндрах;
- Перед каждым запуском обязательно стоит проверять наличие масла в двигателе. Если выявлено снижение уровня, то необходимо долить масло до рабочей отметки. Запас масла просто необходим для нормальной работы бензинового двигателя. Крайне не рекомендуется смешивать масла разных марок или же использовать неизвестные и не рекомендованные производителем виды масел;
- >Минимум один раз в квартал нужно проверять обжатие каждой крепежной детали двигателя и генератора. Для этих целей служат динамометрические ключи, имеющие фиксированный уровень усилий;
- Очистка от пыли и загрязнений также является важной частью обслуживания бензиновых генераторов. Пыль, которую не сложно удалить в начале, со временем смешивается с продуктами выхлопа и образует трудноудалимую грязь.
Обслуживание электрической части генератора также имеет свои особенности. Прежде всего, это процедура включает в себя замер изоляции обмоток и используемых соединительных проводов. Если наблюдается снижение значения при измерениях холодного генератора, то замеры следует повторить после 30 минут работы под нагрузкой. При исправном генераторе параметры изоляции обязательно должны прийти в норму.
В генераторной части следует обращать внимание на следующие моменты:
- Проверять температуру в местах работы подшипников генератора. Данный параметр может свидетельствовать о возможном проворачивании подшипника на валу или же в корпусе установки. Данная рекомендация позволит избежать серьезной поломки вала генератора.
- Осмотр всех соединительных клемм генератора. Если замечены следы окисления, то клеммы нужно очистить механическим способом, а также смазать специальной токопроводящей смазкой.
В тех случаях, когда производится серьезный ремонт, включающий в себя разборку или замену двигателя, то обязательно требуется последующая обкатка генератора для притирки вращающихся частей. Как правило, время обкатки всегда указывается в инструкции по эксплуатации. Если обратить внимание на отзывы владельцев бензиновых генераторов, то время такой обкатки должно составлять не менее 20-30 минут для генераторов, имеющих небольшую мощность.
Техническое обслуживание дизельного генератора
Каждое высокотехнологичное оборудование нуждается в своевременном техническом обслуживании. Дизельные генераторы не являются исключением. При этом к выполнению соответствующих работ по ТО допускаются только квалифицированные специалисты, которые прошли специальное обучение и в подробностях знают работу дизель-генераторных установок. Такие высокие требования связаны с тем, что даже малейшая ошибка электротехника способна привести не только к серьезной поломке, но и серьезным последствиям, угрожающих с жизни и здоровью окружающих.
О каждой выполненной работе ставится соответствующая отметка в «Журнале технического осмотра и ремонта». Ведение такого журнала является необходимостью для любого пользователя дизельного генератора. Помимо обеспечения выполнения надлежащих плановых работ, такой подход дает возможность снизить до минимума возникновение внештатных ситуаций.
>Все виды работ по ТО дизельных генераторов можно разделить на группы:
- Предварительные пуско-наладочные работы, проводимые до подключения генератора;
- Каждодневные работы, позволяющие обеспечить бесперебойную работу дизельного генератора;
- Периодические по контролю и профилактике, проводимые раз в неделю, месяц, квартал и так далее;
- При отработке генератором заданного количества часов.
Пуско-наладочные работы перед началом работы дизель-генераторной установки
Для надлежащей установки дизельного генератора помещение должно соответствовать определенным требованиям по проектированию и оборудованию (смотреть: Советы по установке дизель-генераторов). После самой установки следует провести определенный комплекс пуско-наладочных работ. Основная задача, которая должна быть выполнена на данном этапе – соответствующий контроль точности подключения дизельной установки, а также правильности работы всех систем дизельного генератора.
В задачи квалифицированного электротехника в обязательном порядке входит контроль данных помещения по имеющейся проектной документации: наличие вентиляции, состояние воздуховодов, наличие систем охлаждения, устройство и работоспособность комплекса пожарной безопасности, правильность подключения электрических кабелей и соответствующих датчиков. Основой для такого контроля служит контрольно-сдаточная документация.
Далее выполняется заправка дизельного генератора соответствующими рабочими жидкостями: маслом, охлаждающей жидкостью, дизельным топливом и так далее. И только после заправки дизель-генераторную установку (ДГУ) можно подключать к сети. Ни в коем случае нельзя сразу запускать дизельный генератор на полную мощность, поскольку вначале в обязательном порядке нужно провести предварительную проверку работы всех систем. Данные испытания позволяют замерить основные показатели и провести отладку и регулировку дизельного генератора.
Окончательным этапом пуско-наладочных работ является оформление акта ввода в эксплуатацию ДГУ, а также проведение инструктажа по технике безопасности и соответствующих правилах работы.
Работы по техническому обслуживанию дизельного генератора, проводимые ежедневно
Простой ежедневный технический осмотр оборудования позволяет выявить моменты зарождения неполадок и принять своевременные меры по их устранению. Это позволяет в дальнейшем избежать более крупных поломок. Хоть такие работы и кажутся простыми, но их должен производить квалифицированный специалист, обладающий необходимым допуском для проведения электротехнических работ.
Рекомендуется проверяться уровень масла в маслосборнике, уровень охлаждающей жидкости и показания давления масла не реже чем через каждые 8 часов работы дизель генераторной установки. Необходимо отмечать любые изменение внешнего вида ДГУ: признаки износа ременного привода, расшатанные детали или другие повреждения частей дизельного генератора.
Ежедневное техническое обслуживание имеет особое значение при эксплуатации дизель-генераторов в экстремальных условиях, например, когда температура окружающей среды опускается ниже 0º С или поднимается выше 30º С. В данных случаях вероятность поломки существенно возрастает.
Плановые профилактические работы, проводимые раз в неделю, месяц, квартал и год
Все плановые работы по ТО дизельных генераторов выполняются согласно прописанному в инструкции графику работ. Также дополнительно учитываются условия эксплуатации. Каждый вид генераторов имеет свой график профилактических работ, но все без исключения можно выделить следующие моменты:
- Контроль исправной работы механических узлов и систем, периодическая регулировка натяжения ремней, проверка креплений, болтов, системы охлаждения и другие подобные работы;
- Проверка электрической части ДГУ: автоматических устройств и систем, аккумуляторов, устройств электрорегулирования, стартера, систем безопасности и иных вспомогательных устройств;
- Проверка работы генератора, характеристик изоляции, надлежащей затяжки сборных шин генератора;
- Тестирование работы дизельного генератора, настройка, а при необходимости корректировка показателей.
Плановые профилактические работы нуждаются в специальных инструментах и оборудовании. Помимо технической стороны необходим опытный персонал с соответствующим образованием и допуском к работе именно с данным типом дизельных генераторов.
Техническое обслуживание дизель-генераторов по наработке определённого количества часов
После того как дизельный генератор отработал заданное количество часов необходимо плановое ТО. Для каждой дизельной установки время проведения технического обслуживание и его характеристики индивидуальны. Данные моменты описаны в инструкции по эксплуатации. При этом перечень работ по ТО во многом совпадает.
Как правило, первое ТО необходимо проводить после 50-100 часов работы. При этом содержание работ достаточно разнообразно. Например, нужно проверить работу воздушного и топливного фильтра, надлежащее функционирование охлаждающей жидкости, сопротивление, аккумуляторные батареи и так далее. Необходимо проверить и механическую часть – натяжения ремней, регулировку частоты вращения и выдаваемое напряжение.
В обязательном порядке производится слив конденсата и сверка соответствия заявленным параметрам работы системы впуска и выпуска. В этот период должен быть отрегулирована работа пульта управления и всех измерительных приборов. При первом ТО производится пробный пуск дизельного генератора на полную мощность, поскольку до этого момента установка проходила обкатку и работала в щадящем режиме.
Дальнейшие ТО производятся в зависимости от типа установки через каждые 250-300 часов, так как согласно практике это самая оптимальная периодичность. При каждой плановой проверке производится проверка и регулировка определенных систем. К примеру, регулировка настройки клапанного механизма производится на третьем ТО, а регулировка частоты вращения осуществляется на пятом ТО. Естественно периодически требуется замена рабочих жидкостей, а также расходных комплектующих.
Соблюдение требований относительно периодичности и качества выполнения работ по ТО дизельного генератора гарантирует более долгий срок его службы, а также бесперебойную работу всех частей механизмов в целом.